Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
– Нечитанным стихам! –
Разбросанным в пыли по магазинам
Где их никто не брал и не берет,
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Дорога цветаевских стихов к читателю оказалась долгой и такой же тернистой, как сама жизнь их автора. Возвращение к читателям России произошло в 1956 году, в 1961 году пошли сборники избранных произведений. Творческое наследие Цветаевой: более 800 лирических стихотворений, 17 поэм, 8 пьес, около 50 прозаических вещей.
Ее стихи то волнуют, то действуют как успокоительное, но обязательно вызывают эмоции. Марина Цветаева – это поразительный феномен не только русской поэзии, но прежде всего русской культуры. Однажды она написала в дневнике: «Жизнь – вокзал, скоро уеду, куда – не скажу…». Это была ее формула судьбы, вечно уходящей куда-то: совсем и со всем. Это была ее формула жизни: она жила то расставаниями, то ожиданиями, любила свое одиночество и ужасно страдала от него.
Без низости, без лжи:
Даль – да две рельсы синие…
Эй, вот она! – Держи!
По линиям, по линиям…
Поэзия Цветаевой не нуждается в оценках – она совершенна. Стихи – безупречные, яркие – звучат мощно и страстно, в них сочетаются мужественная личная позиция автора и незащищенность женщины с ранимой душой ребенка. Любовная лирика, известные романсы на ее стихи, рассказ библиотекарей о трагической женской судьбе создали удивительно проникновенную атмосферу и вызвали желание вспомнить и прочитать любимые цветаевские стихи. По выразительным лицам, серьезным, пытливым взглядам ребят можно предположить, что творчество и биография этой трагической личности никого не оставила равнодушным.
В завершении мероприятия был показан видеоролик к фильму «Зеркала». Это первый историко-биографический фильм, первая кинобиография, о судьбе Марины Цветаевой.
Марина Мигунова, режиссер этого фильма, так говорит о создании образа поэтессы в картине: «Я как раз пыталась создать некий синтетический образ, сотканный автобиографическими ощущениями, тем, как она сама себя воспринимала, как она сама понимала свои поступки, почему она так думала, почему так говорила, и при этом постараться показать такой, какой ее видели люди. Потому что часто это были диаметрально противоположные образы и трактовки, что думала она и как это воспринимали окружающие. Для меня это было очень важно, постараться пройти по некой тропе между… По лезвию бритвы…». Кстати, название картины тоже имеет свой смысл: «Я показываю Марину Ивановну через взаимоотношения со всеми окружающими ее людьми, потому и называется картина «Зеркала», – объясняет режиссер.
К 130-летнему юбилею Марины Цветаевой в библиотеке оформлена книжная выставка «Муза Серебряного века».