Цель урока – познакомить школьников с особо охраняемыми природными территориями и их ролью в сохранении природного и культурного наследия страны.
Урок состоял из нескольких взаимосвязанных блоков, каждый из которых сопровождался демонстрацией презентации «Заповедные острова. Сохраняя будущее» с пояснениями библиотекаря. Во водной части урока ребята при помощи толкового словаря В. Даля раскрыли понятие «заповедный». Рассмотрели вопросы: что такое особо охраняемая природная территория (ООПТ), зачем они создаются. Ребята узнали, что ООПТ делятся на категории: заповедники, национальные парки, природные парки, заказники, памятники природы и чем они отличаются. Из просмотра мультфильма «История создания заповедников» выяснили, что самый первый государственный заповедник – Баргузинский – был создан 100 лет назад на Байкале для сохранения баргузинского соболя.
На втором этапе урока школьники с удовольствием приступили к выполнению упражнения «Живые символы». Ребята разделились на три команды. Каждая команда получила по несколько карточек с логотипами ООПТ. А перед всеми командами на столе лежали карточки с животными – живыми символами ООПТ. Используя фотогалерею живых символов, участники каждой команды по очереди старались определить, что изображено на логотипе ООПТ. Затем каждая команда называла заповедные территории и показывала символы-логотипы, объясняя, почему именно такой рисунок используется для данного заповедника или национального парка. После чего ребята вместе с библиотекарем определили места нахождения названных ООПТ на карте «Особо охраняемые природные территории». В результате выполнения этого упражнения, ребята, познакомились с такими заповедниками как: «Астраханский», «Брянский лес», «Командорский», «Тигирекский», национальными парками «Земля леопардов», «Русская Арктика», «Лосиный остров» и многими другими.
Школьники узнали, что можно заниматься экотуризмом и стать другом заповедного острова, участвуя в экологических и природоохранных акциях.
Во время урока школьники также познакомились с ООПТ родного края: природными парками «Шаркан» и «Усть-Бельск»; заказником «Кокманский»; национальным парком «Нечкинский» и заказником «Адамский».
Для закрепления знаний, приобретенных на заповедном уроке, ребята получили раздаточный материал, из которого изготовили покетмод «Заповедные острова России». В нем перечислены особо охраняемые природные территории, их численность, с какой целью они создаются, и какие шаги необходимо сделать, чтобы сохранить ценность дикой природы.
Всего в мероприятиях участие приняли 53 человека. По отзывам ребят, данная тема им очень понравилась. Просматривая видеосюжет «Россия заповедная» им захотелось оказаться в тех местах. Школьники поняли, что каждый человек может сделать небольшой, но очень важный вклад в сохранении дикой природы.
Фото 1. Изготовление покетмода.
Фото 2. Коллективное фото.
Фото 3. Творческое задание «Живые символы».
Фото 2. Коллективное фото.
Фото 3. Творческое задание «Живые символы».