Автор темы – специалист по высшей геометрии, кандидат физико-метематических наук Людмила Тимофеевна Крежевских – с первой минуты развеяла сомнения, будет ли понятной эта, на первый взгляд, сложная терминология. Людмила Тимофеевна рассказала, что есть сравнительно молодая теория о фрактальном строении мира. По этой теории все во Вселенной состоит из себе подобных геометрических фигур и объектов – фракталов. Например, лист дерева и его крона, молния, сеть рек и речушек и т.д. Участники с удивлением рассматривали фотографии: хвост павлина, морские волны, космические снимки... Действительно, множество подобных фигур, повторяющихся бесконечно. Оказывается, это и есть фракталы. Таким оказался неожиданный взгляд на мир, знакомый каждому с рождения.
Людмила Тимофеевна рассказала, что принцип фрактальности явно проявляется в графической технике – монотипии. Это цветной или черно-белый оттиск на бумаге с какой-либо гладкой поверхности, когда получается абстрактное размытое изображение.
Она представила выставку своих монотипий и предложила участникам самостоятельно выполнить свой первый цветной оттиск. Под руководством Людмилы Тимофеевны участники встречи с азартом взялись за работу, а затем с любопытством искали в изображениях фрактальные элементы, пейзажи, фантастические объекты.
В ходе встречи выяснилось, что некоторые из присутствующих уже знакомы с понятием фрактальности, и этот принцип проявляется не только в материальных объектах. Постоянный участник встреч Владимир Наговицын заметил, что танец, кино, повесть также построены по принципу фрактала. Ведь и произведение в целом, и его составляющие части имеют одну структуру – завязка, кульминация, заключение.
Лингвист Татьяна Ившина поделилась своими наблюдениями. Вместе со студентами она уже давно исследует звуковой и ритмический строй стихотворений А. С. Пушкина. Например, в стихотворении «Обвал» можно увидеть, что общий звуковой и ритмический рисунок стихотворения от начала до конца повторяется в каждой строфе и даже строчке, а, значит, и это тоже фракталы.
Художник Алексей Марьин продемонстрировал собственные работы в технике монотипии. Он отметил, что для него идеалом и авторитетом в живописи стал немецкий художник Макс Эрнст – график, мастер коллажа и монотипии. Пояснил, что в живописи есть понятие «фрактальная тесселяция», когда изображаемый художником объект состоит из множества подобных. Получаются такие потрясающие мозаики из повторяющихся элементов, их создавал, например, известный художник-график Мауриц Эшер. Многие знакомы с его мозаиками из одинаковых птиц или ящериц. А простейший, знакомый всем пример фрактальной тесселяции в объеме – кубик Рубика. В природе фрактальная тесселяция встречается в пчелиных сотах, например, или подсолнухе...
Участники встречи рассуждали, что и в общественном устройстве есть фракталы: семья – ячейка общества, далее народ и человечество. Строение атома подобно Солнечной системе. Участники задались вопросом, существуют ли фракталы у времени?
Поэт Галина Шафорост прочитала стихотворение о фракталах из своей новой книги:
«Все мы – фракталы Вселенной,
В хаосе буден родившись,
Частицы бескрайней системы,
Богами себя возомнившие»
В хаосе буден родившись,
Частицы бескрайней системы,
Богами себя возомнившие»
В заключении участники встречи сделали общее фото на память.
Фото 1. Автор поэтических книг Г. И. Шафорост читает свое стихотворение «Все мы – фракталы вселенной».
Фото 2. Автор темы – кандидат физико-метематических наук Л. Т. Крежевских
Фото 3. Мастер-класс по монотипии
Фото 4. Преподаватель Глазовского педагогического института Т. П. Ившина рассуждает о структуре стихотворений Пушкина
Фото 5. Участники встречи – литераторы, художники, историки, педагоги, библиотекари.
Фото 6. Фото на память
Фото 2. Автор темы – кандидат физико-метематических наук Л. Т. Крежевских
Фото 3. Мастер-класс по монотипии
Фото 4. Преподаватель Глазовского педагогического института Т. П. Ившина рассуждает о структуре стихотворений Пушкина
Фото 5. Участники встречи – литераторы, художники, историки, педагоги, библиотекари.
Фото 6. Фото на память