Бурный восторг вызвал опыт «Картезианский водолаз». Малыши, да и взрослые, не могли понять, почему водолаз слушается приказаний и то опускается на дно, то поднимается вверх. На самом деле, этому занимательному опыту около трехсот лет. Роль водолаза выполняла капельница-пипетка, а сосудом послужила обыкновенная пластиковая бутылка с водой. В пипетку нужно набрать немного воды, опустить в горлышко бутылки и плотно закрыть бутылку пробкой. Пипетка от лёгкого нажатия на стенки бутылки будет погружаться, а если мы не нажимаем на бутылку сама будет всплывать.
В другом опыте «Давление воздуха» стакан с водой плотно накроем глянцевой открыткой. Придерживая рукой открытку, перевернём стакан. Теперь нужно аккуратно убрать руку. (Опыт проводится над тазом, на всякий случай). Открытка крепко держится на стакане, вода не выливается, потому, что давление воздуха, оказываемое снизу на открытку больше, чем вес воды внутри стакана. Поэтому открытка плотно прижата к стакану и не позволяет воде вылиться.
Ещё один опыт назывался «Реактивный воздушный шарик». Дети надули воздушный шар пропустили верёвочку через трубочку для коктейля. Хорошо натянув верёвку, концы верёвки привязали в разных углах зала. Надули воздушный шар, закрепили отверстие скрепкой. С помощью скотча прикрепим его к трубочке и сдвинем трубочку для коктейля в конец веревки. Освободим отверстие шарика от скрепки. Шарик быстро начнёт перемещаться вдоль верёвки, потому что, когда отверстие в шарике открылось, из него вырвалась струя сжатого воздуха. Она создала реактивную силу, толкающую шарик в обратном направлении.
Очередной опыт: «Возьми монетку, не намочив рук». Мы положим монетку на дно тарелки, нальём в тарелку немного воды и добавим пару капель чернил, чтобы воду было лучше видно. Закрепили свечу на дне глубокой тарелки с помощью пластилина. Теперь аккуратно зажжём свечу и накроем её стеклянной банкой. Через некоторое время пламя свечи погасло, а вода из тарелки вошла в банку, заполнив примерно одну пятую объёма. Теперь монетку можно взять не намочив рук. Свеча при горении израсходовала часть воздуха – кислород. Вода под давлением извне вошла в банку и заняла место сгоревшего кислорода. Но заполнить всю банку вода не может, так как оставшаяся часть воздуха, состоящая в основном из азота, по прежнему занимает своё место.
«Дырка в руке», так назывался опыт со зрительной иллюзияей. Обыкновенный лист бумаги нужно свёрнуть в трубочку, поднести к правому глазу и посмотреть сквозь трубку вдаль. Левую руку прислонить к трубке и смотреть на неё левым глазом. Мы увидим в центре ладони отверстие. Это происходит потому, что в правый и левый глаз поступает разное изображение, а наш мозг складывает эти два изображения в одно. Взрослые были удивлены и увлечены не меньше детей, когда обнаруживали в своей руке дырку!
«Не верь глазам своим!» Дети рассматривали различные рисунки с оптическими иллюзиями и проверяли длину различных линий с помощью линейки, что преподнесло не мало сюрпризов. Линии, которые казались кривыми – абсолютно прямые, длина отрезков одинаковые и все 3 жирафа одного роста! Это потому, что иногда мозг под воздействием памяти, цвета и формы изображения неправильно истолковывает информацию, воспринимаемую глазами. В этом случае возникает оптический обман.
Ряд опытов был проведён с магнитами, например, дети подносили «волшебную палочку» с магнитом на конце к электрической схеме с герконом, и вспыхивала лампочка.
«Это не магия» – опыт со статическим электричеством. Поместить монетку на ребро, сверху нужно положить кусочек бумаги и закрыть стаканом. Как уронить кусочек бумаги, которая закрыта стаканом? В этом нам помогла волшебная палочка, которую предварительно пришлось натереть шерстяной тканью и поднести её к стакану. Кусочек бумаги сразу упал, но это не магия, это статическое электричество, которое заставило двигаться кусочек бумаги.
Из подсолнечного масла, подкрашенной воды и шипучих таблеток аспирина была изготовлена в обыкновенной пластиковой бутылке очень красивая и завораживающая «Лава-лампа».
На глазах удивленной публики была создана из воды и крахмала, взятых в равных частях, уникальная Неньютоновская жидкость – это жидкость, которая ведет себя не по правилам! При быстром и резком взаимодействии она становится похожей на твердое тело, а при медленном воздействии становится жидкостью. То есть, если опустить руку в эту жидкость медленно, рука погружается до дна, а если резко ударить по поверхности кулаком, то окажется, что поверхность твёрдая! Если быстро провести по ней руками – она будет собираться в комочки. Это не крахмал засох – расслабьте пальцы и крахмал с них стечет свободно), это так проявляет себя удивительная субстанция! В тазике с этой жидкостью один из пап, посетитель мероприятия, вбил гвоздь в дощечку лежащую на поверхности Неньютоновской жидкости!
Одним из самых зрелищных опытов – стал опыт с длинной деревянной палкой, подвешенной за концы на двух бумажных кольцах, опыт на тему инерции. Если резко ударить по палке железным стержнем, то палка сломается, а кольца останутся невредимыми. Если ударить не резко, то порвутся кольца бумаги. То, что бумажные колечки оказались крепче, чем деревянная палка, удивило даже взрослых слушателей! Все активно вспоминали законы физики, пытаясь объяснить, то или иное необычное явление.
Для детей и родителей были представлены на выставке книги с опытами и экспериментами, которые можно провести в домашних условиях.
Фото 1. Проведение опыта
Фото 2. Опыт с электрической схемой
Фото 3. Проведение опыта зрительной иллюзии «Дырка в руке»
Фото 4. Участники мероприятия
Фото 2. Опыт с электрической схемой
Фото 3. Проведение опыта зрительной иллюзии «Дырка в руке»
Фото 4. Участники мероприятия