Авторизация
Режим работы
пн10:00 - 19:00
вт10:00 - 19:00
ср10:00 - 19:00
чт10:00 - 19:00
пт10:00 - 19:00
сбВыходной
вс10:00 - 18:00
recived:1

Становление советской школы в Удмуртии: педагог-ученый Борис Петрович Есипов

006
 
Первые годы становления Удмуртской автономии надолго определившие судьбу республики вызывают непреходящий интерес историков. В частности развитие народного образования в регионе, у истоков которого стоял Бориса Петровича Есипов (1894–1967).
 
Б. П. Есипов – доктор педагогических наук, член-корреспондент Академии педагогически наук РСФСР. Он прошел большой путь от сельского учителя до крупного ученого-педагога с мировым именем, труды которого, а им написано свыше ста пятидесяти работ, спустя десятилетия после его смерти не только не утратили своей актуальности, но до сих пор в значительной степени определяют развитие современной дидактики.
 
В редком фонде библиотеки хранится уникальная «Энциклопедия земли Вятской». В томе «Знатные люди» из статьи профессора из г. Кирова В. Б. Помелова узнаем, что Борис Петрович «...родился в селе Полом Глазовского уезда. После окончания земской четырехгодичной начальной школы в селе Поломе с похвальным листом Борис Есипов поступает в Глазовскую мужскую гимназию. В 1913 году он поступает в Петербургский университет».
 
В июне 1919 года он снова в Глазове. Есипову поручают возглавить школьный подотдел Глазовского уездного отдела народного образования. С того времени он все свои знания, способности и энергию отдает делу строительства новой школы. Глазовские учителя-энтузиасты и, прежде всего, Есипов готовят школьную реформу в своем уезде. Воодушевленные решениями первых всероссийских учительских съездов они осуществляют первые шаги по замене старой школьной системы новой. Одна из первых исследователей жизни и деятельности Б. П. Есипова В. Г. Боброва, кандидат педагогических наук, в 60-е годы заведующая кафедрой педагогики Глазовского педагогического института, в своей книге «Педагог-ученый Б. П. Есипов» (Ижевск, 1965) подробно описывает глазовский период жизненного пути и научной работы ученого.
 
Есипов по собственной инициативе составляет учебные планы для школ первой и второй ступеней, разрабатывает программы по тем предметам, которые впервые вводились в школе: по ручному труду, физической культуре, музыке и пению, рисованию и графике. Подготовленные материалы после утверждения коллегией отдела народного образования распространялись в городских и сельских школах региона. Организовывает уездные и волостные учительские съезды, самокурсы, создает объединения учителей и союз работников социалистической культуры и т. д.
 
Одновременно Б. П. Есипов работает учителем истории в школе II ступени Глазова, оказывает большую методическую помощь учителям, содействует развитию ученического самоуправления и становлению школьных советов – новых, прогрессивных элементов школьной жизни.
 
По инициативе Б. П. Есипова был издан ряд номеров приложения к «Известиям Глазовского уисполкома», «Бюллетень Глазовского УОНО», начато издание специального журнала «Просвещение» (органа Глазовского УОНО), в которых освещались насущные вопросы строительства советской школы.
 
Постепенно Б. П. Есипов приобретал практический опыт работы, но в то же время остро ощущал нехватку теоретических познаний в области педагогики. Он в поисках педагогической литературы. В журнале «Герценка: Вятские записки». Выпуск 28 (Киров, 2015) в статье В. Б. Помелова «Ученый-педагог Б. П. Есипов уроженец Вятского края», описан момент счастливой находки будущего ученого: «В богатых, хорошо оснащенных библиотеках мужской и женской гимназий он обнаружил залежи дореволюционных журналов, в том числе педагогических: «Русская школа», «Вестник воспитания», а также произведения выдающихся русских педагогов». Сегодня эти журналы и книги бережно хранятся в редком фонде нашей библиотеки.
 
В столице Удмуртии создается областной отдел народного образования и Борис Петрович в августе 1922 года назначается на должность заведующего подотделом социального воспитания. В очередной работе «Становление советской школы в Удмуртии» (Ижевск, 1967) В. Г. Боброва дает высокую Б. П. Есипову. Она отмечает: «Значительно расширяются масштабы его работы. Приходилось решать не только вопросы школьного обучения, но и дошкольного образования, охраны прав детей, организации опытно-показательных учебно-воспитательных учреждений и другие вопросы. Он активно участвует в работе областных съездов Советов, выступает с докладами и лекциями на учительских курсах, конференциях, увлекает учителей вопросами теории и практики советской школы и педагогики».
 
В августе 1923 года Б. П. Есипова приглашают в Москву в отдел единой школы Главсоцвоса при Царкомпросе. Этот перевод открыл ему большие возможности для работы.
 
Не забывал Б. П. Есипов и родные места. Неоднократно, даже в последние годы жизни, например, в декабре 1965 года, приезжал он в Глазов (см. фотогалерею ниже). Встречался с преподавателями и студентами пединститутов, с учащимися интернатов. Особенно рад бывал встречам с учителями. Уникальные фотографии из редкого фонда запечатлели эту встречу глазовчан с ученым.
 
Наш земляк, известный ученый Б. П. Есипов занимает достойное место в истории образования Удмуртской Республики в ряду ученых-педагогов советского периода развития народного образования в стране. Его имя и дело вызывало и продолжает вызывать исследовательский интерес. Российская государственная библиотека выпустила биобиблиографический сборник трудов Б. П. Есипова и публикаций о нем. В Научном архиве Российской академии образования хранится личный фонд Б. П. Есипова. 
Вверх